С кружевами, как известно, человечество познакомилось относительно недавно, по сравнению с той же вышивкой. Воздушные прозрачные узоры, напоминающие дыхание мороза на стекле научились создавать всего лишь 400 лет назад. Но все эти века мастерицы разных стран изощрялись, придумывая новые узоры и способы их сотворения. В основном, все кружева делятся на две большие группы - плетеные на коклюшках, и шитые по рисунку иглой - их так и называли "стежок в воздухе".
Уже в конце 19 века, придумали технологичный ирландский гипюр, вязаный тонким крючком, который позволил намного ускорить производство кружев, наподобие кропотливых вышитых венецианских, но революционно сменившаяся мода (и появление дешевых машинных синтетических кружев) навсегда вытеснила увлечение иглой и коклюшками в зону коллекционных произведений искусства или незатейливого любимого хобби. А жаль, ведь к моменту своего исчезновения из широкого обихода, ручные кружева достигли невиданного прежде расцвета.
Одним из таких, почти утраченных искусств, стало бедфордское кружевоплетение. Бедфордское, или Бэкингемширское кружево родом из Англии. Его плели в тех краях с 1665 г, и завершили лишь в двадцатых годах ХХ века. Кружево было как игольное, так и коклюшечное. Интересно то, что его плели даже мужчины.
Производством бедфордских кружев занимались на мануфактуре Томаса Лестера. На фотографиях вы видите созданные на ней образцы кружевного искусства.
Интересно было организовано и его производство. Так называемые дилеры снабжали рабочих, которые трудились исключительно на дому, всем необходимым: сколками, коклюшками, пряжей. Затем всё произведенное кружево они же и скупали. Причем у тех, кто кружево плел, всегда был свободный выбор дилера.
Дилеры же, заинтересованные в хороших мастерах, чтобы их удержать, дарили им подарки, правда, как правило, пряжей. Как велось в то время, мужчинам платили больше, чем женщинам и детям. Так что, судя по всему, сильные мужские руки в этой кропотливой работе оказывались не менее сноровистыми, чем быстрые и тонкие пальчики кружевниц. Хотя как знать. Возможно, что мужчинам было проще вести деловые переговоры с дилерами от лица всей семьи.
Конец 19 века ознаменовался бурным развитием технологий, в частности, начинают появляются машины, которые в состоянии производить кружево. С этого времени производство бедфордского кружево приходит в упадок. Так же меняется и мода. Она становится более строгой, уходят корсетные пышные юбки, декольтированные платья и блузки с многочисленными рюшами. Изобилие кружев в одежде исчезает, хотя сам стиль не умер, конечно же, но остался уделом увлеченных людей.
К счастью, сохранились коллекции, позволяющие полюбоваться изделиями кружевной мануфактуры Лестера. Это весьма интересный стиль, который позволил мне иначе взглянуть на разработки дизайнов для ирландского "кружева помощи", о котором я обязательно расскажу в один из грядущих Понедельников.
Настоящее бедфордское (Бэкингемширское, или просто "Bucks") кружево объединяет в себе стилевые особенности своих предшественников. У него шестиугольная сетка-основа как у известных Лилльских кружев, и цветочные мотивы, напоминающие не только французские, но и узоры из бельгийского центра кружевоплетения - Мехельна (Малина). Хотя оно появилось несколько позже чем во Франции, тем не менее, его рисунки сохранили мотивы не только 18-го, но даже и 16-го столетия. Одним из характерных отличий бедфордских кружев стали мотивы распускающихся роз, вьюнков и, особенно, тюльпанов, ассоциировавшихся с образом Вильгельма III Оранского.
Родиной английского коклюшечного кружева стали Восточные Графства. Им в основном занимались в окрестностях Бэкингемшира, который долгое время был главным центром производства. Это кружево также плели в соседних округах Бедфордшир и Нортхемптоншир. По сходству с французскими Лилльскими кружевами, их часто называют "английским Лиллем" (English Lille). Не менее популярными оказались и вышитые иглой в том же стиле кружева, которые похожи на Мехельнские кружева (Mechlin lace), знаменитые, и хорошо известные по романам того времени Блонды(Blonde) и Шантильи (Chantilly lace).
Бедфордские кружева плетутся по рисунку-сколку, закрепленному на подушке для кружев. В отличие от составных гипюров, мотивы и соединяющая их сетка плетется не по отдельности, как в кружевах из Honiton, а одновременно, во всю ширину полосы.
Дизайн чаще всего растительный, а не геометрический. Среди мотивов шитых иглой встречаются сложные фигуры птиц. Цветочные мотивы похожи на рисунки из Мехельна и Лилля, и английские льняные и шелковые кружева считаются не менее изысканными, чем бельгийские, особенное изящество им придают многочисленные петельки пико по краям.
Попробуйте и сами взять в руки пяльцы с иглой или коклюшки (кстати, они тоже были настоящим произведением искусства, и на них даже навешивались снизочки бисера, для большей мелодичной "говорливости". Ведь кружево всегда было сродни таинственной женской магии.
"Я научу вас, милочка, всяким занятным штукам, о каких янки и понятия не имеют. Я научу вас новой красоте! — старуха Мерседес опять кивнула на белье. — Вы вяжете кружева? Я знаю все виды кружев: бельгийские, мальтийские, мехельнские — все, все сорта кружев, самых восхитительных! И я научу вас плести те, которые попроще, чтобы вы могли делать их сами и ваш милый муж любил вас всегда, всегда." Джек Лондон "Лунная долина"
No comments:
Post a Comment