Браное ткачество на двух ремизках наиболее популярная разновидность двух - уточного узорного ткачества. Сольвычегодский уезд (территория пяти современных районов Архангельской области: Котласского, Вилегодского, Красноборского, Яренского и Верхне-Тоемского) являлся одним из центров браного двух- уточного ткачества на Русском Севере. В этой статье я попытаюсь дать краткий обзор отличительных особенностей этой техники.
Ремизки – подножки ткацкого станка. На двух подножках ткётся обычная ткань с полотняным переплетением нитей утка и основы. Двух - уточное ткачество – уток прокладывается такой же нитью как на всей остальной ткани, где нет узора, и дополнительно в уток закладывается цветная нить, которой набирают рисунок.
Набирают его при помощи узкой (до 3 см) остроносой доски - бральницы. Носик такой бральницы должен быть хорошо отшлифован, без заусениц, чтобы не рвать нити основы. Набор делают в большинстве случаев через две нити основы (через пару нитей из одного промежутка между зубьями берда). Т.е. каждая «клеточка» узора состоит из двух рядов нитей основы и утка (оба утка проложены в направлении «туда» и «обратно»). Иногда, если нити основы достаточно толстые, набирают узор в одну нитку и в одну строчку. Такие браные узоры получаются мелкие, выглядят очень красиво и позволяют разместить на полотне рисунок с довольно большим раппортом. В некоторых местностях ткали «вытягивая» рисунки по основе: набирали по основе узор через пару нитей, а в утке ткали не два, а четыре ряда этой строчки орнамента. В других местностях есть и другие, очень интересные разновидности браного ткачества, например: браное ткачество «на верхнем цепу».
Для облегчения и ускорения работы ткачихи также используют приём закладывания части узора за нитницы. Можно заложить до 15 – 20 рядов, это зависит от длины станин (для закладывания используется расстояние от нитниц до ченовниц перед навоем), т.е. исключительно от габаритов станка. Но, это возможно только для орнаментов с горизонтальной осью симметрии, когда вторая половина рисунка является зеркальным отражением первой.
Как это выглядит на практике?
Прокладывают в зев нить обычного утка в направлении «туда», прибивают её бердом. Отпускают подножки, устанавливая все нити основы на одном уровне (не меняя зев), набирают строчку узора для нити цветного утка. Я сознательно не использую термины «налево» и «направо», т.к. это не принципиально. Набор узора каждая мастерица будет делать как ей сподручнее: слева - направо или справа - налево, не важно. Желательно, чтобы направление нитей и льняного и цветного утка совпадало: легче «разбирать» узор, если вдруг, через несколько рядов обнаружится ошибка в наборе.
Прокладывают цветную нить в направлении «туда», как и нить обычного утка.
Закладывают узор за нитеницами (нитницами, нитченками – где как называют). Вставляют в зев с набранным узором широкую бральницу (около 8 см шириной), прижимают её к берду, в зев, получившийся за нитницами вставляют такую же широкую бральницу и толстую проволоку (можно сначала поменять узкую бральницу на широкую, а потом прокидывать цветную нить, это не принципиально).
Прибивают нить цветного утка, меняют подножки (меняют зев). Прокладывают нить обычного утка в направлении «обратно», прибивают её бердом.
Отпускают подножки (зев не меняют). Поднимают (разворачивают на ребро) бральницу, которая была вставлена за нитницы. Прижимают бральницу и бердо к нитницам, так, чтобы перед бердом образовался зев с набранной строчкой узора.
В получившийся зев прокладывают нить цветного утка (в направлении «обратно»). Бральницу из-за нитниц вынимают (не забывая оставить проволоку). Цветную уточную нить прибивают, меняют подножки, прокидывают нить обычного утка.
… набирают следующий ряд узора… и так далее…
При внимательном рассмотрении браных орнаментов можно заметить, что в любом узоре есть какая-нибудь строка, которая повторяется на протяжении всего орнамента, даже если рисунок в целом не симметричный. Закладывают бральницу с узором этой строки – своеобразный самоконтроль. Также, имеет смысл закладывать «зубчики», которыми обрамляются почти все полосы браных орнаментов. «Закладка» с последними строками узора на первом конце тканого изделия позволяет не сбиваться и не тратить время на их набор, когда доходит очередь ткать второй конец этого же полотенца или столешницы. Это особенно удобно, если орнамент завершается изображениями женских фигур, древа жизни и т.п. рисунка, который не набирается насквозь по всей ширине ткани.
Здесь были затронуты только самые важные моменты работы в этой технике ручного ткачества. Если что-то упустила – задавайте вопросы.
litaniea
italiafilm on livestream.com. Broadcast Live Free
Followers
Saturday, November 27, 2010
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment